Во второе воскресенье октября в нашей стране по традиции отмечается День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Этот праздник, учреждённый в советское время, тогда действительно был радостным для всей страны. В осеннюю пору, когда завершается уборка урожая, народ чествовал своих кормильцев, и у них было хорошее настроение, твёрдая уверенность в завтрашнем дне.
Совсем не то теперь. По воле нынешней власти труженики полей и ферм оказались в тяжелейшем положении. Государство бросило их на произвол судьбы, лишило необходимой помощи и защиты.
Люди, работающие на земле в этих нелёгких условиях, каждодневно совершают настоящий подвиг. Им удаётся не только сохранять, но и приумножать, даже несмотря на то, что зачастую вместо столь необходимой от государства помощи, люди, умеющие и желающие работать на земле, получают «удар под дых» в виде множества административных препонов, чиновничьей волокиты, а порой и откровенной травли со стороны власти.
Пример такого сельского труженика — Геннадий Хамитович Садыков. Его крестьянско-фермерское хозяйства «Белое озеро» расположено в Вахонинском сельском поселении Конаковского района Тверской области. В гостях у Садыкова мы побывали нынешним летом и в День работника сельского хозяйства с удовольствием вспомнили эту интересную поездку.
***
С Геннадием Садыковым я знаком достаточно давно. Привык видеть его в постоянном движении, постоянной борьбе — ведь помимо сельскохозяйственных полей Геннадий Хамитович активно работает и на поле политическом: он — член КПРФ, депутат Собрания депутатов Конаковского района. А когда этим летом мы в очередной раз приехали в гости к Садыкову, то увидели его в не совсем обычном образе — мирно сидящим с удочкой на берегу большого и чистого пруда. И лицо его светилось радостью. Оказалось, что Геннадию Садыкову удалось реализовать мечту, к которой он шёл долгие годы…
В конце «нулевых» коренные жители Верхневолжья Геннадий Хамитович и Татьяна Ивановна Садыковы взяли в долгосрочную аренду на территории Вахонинского сельского поселения 14 гектаров земли, чтобы организовать КФХ — крестьянско-фермерское хозяйство, которому дали поэтичное название «Белое озеро». Выделенный участок был отнюдь не подарком – прошедшие два десятилетия убийственного «реформирования» отечественного агропрома не прошли бесследно. Бывшие совхозные угодья практически полностью покрывали бурные заросли березняка и кустарника. В земле обнаружилось большое количество камней, занесённых в результате неправильной технологии удобрения. Также на участке зияли несколько глубоких ям-карьеров. Всё кругом надо было приводить в порядок, и супруги Садыковы (имеющие колоссальный опыт работы в мелиорации) «закатали» рукава. И за короткий срок бывшее «неудобье» стало не узнать: все ямы заровняли, на месте березняка появилось окультуренное поле, огород для агрономических опытов, еловый питомник, необходимые сельскохозяйственные постройки.
(И, да, внимание, на территории хозяйства побеждён борщевик! Ни одного ядовитого растения во время экскурсии по КФХ нам не встретилось)
Основным направлением работы КФХ стало выращивание элитных сортов картофеля, овощей и злаков. А вообще, хозяйство на удивление многофункционально: наряду с картофелем его руководители и специалисты занялись мелиорацией и окультуриванием залежных земель и заброшенных полей, производством плодородной почвы, перегноя и компоста. Одним из профилей КФХ Садыковых является содействие таким же, как они фермерам, а также личным подсобным хозяйствам и дачникам в обеспечении плодородия земли, в завозе в зимнее время органики на поля. Поэтому производство у Садыковых — практически безотходное. В дело идёт всё: овощи, зерно и корма – на продажу, отходы (ботва и солома) – на перегной.
В хозяйстве «Белое озеро», благодаря агроному Анатолию Январёву, удалось добиться блестящих результатов по выращиванию зерновых. На скудных почвах в «Белом озере» с помощью органического земледелия удалось вырастить 2-метровую рожь. Эта она — на фото. Впечатляет?
Для этих целей в хозяйстве производят собственный биогумус, получаемый после переработки отходов животноводства калифорнийским червём. Эти беспозвоночные трудятся в компостных кучах, вырабатывая отличное сырье, идущее затем на производство садовой земли, торфонавозного компоста, кустарникового и навозного перегноя. Наряду с производством овощей и зерна, разведение калифорнийского червя также приносит КФХ стабильный доход.
В хозяйстве Садыкова трудятся более двадцати местных жителей — это механизаторы, водители, агрономы, инженеры. Все получают достойную зарплату. Стоит ли говорить, какое социальное значение это имеет для забытого богом и властью российского села, где проблема безработицы стоит крайне остро? Работники КФХ обеспечены горячим питанием: для них ежедневно работает кухня-столовая и другие бытовые помещения. На обеденном столе в просторной столовой всё свое, натуральное.
Неудивительно, что в крестьянско-фермерском хозяйстве «Белое озеро» нередко приезжают за опытом начинающие фермеры и студенты сельхозакадемий.
Как говорится, не хлебом единым жив человек. Труженик и новатор Геннадий Хамитович Садыков по мере становления хозяйства немалую помощь, зачастую — бескорыстную помощь Вахонинскому сельскому поселению. Фермер проложил дорогу в деревню Искрино, сделал стадион, хоккейную коробку в с. Вахонино. Безвоздмезно участвовал в строительстве храма Сорока Севастийских мучеников в городе Конаково.
В истории КФХ «Белое озеро» есть эпизод, когда сотрудники хозяйства спасли от уничтожения деревню Шуклово, а также потушили лес около деревни Карла Маркса, за что были отмечены правительственными наградами.
Силами команды конаковского фермера Геннадия Садыкова был приведён в порядок аэродром сельхозавиации, оказавшийся никому не нужным после крушения СССР. По сути, на месте прежнего аэродрома была помойка, но, несколько лет назад благодаря Г. Х. Садыкову здесь появилась современная площадка, на которой теперь проводятся чемпионаты по вертолетному спорту.
***
Но настало время рассказать о главной мечте Геннадия Садыкова, путь к реализации которой был долог и тернист.
Напомним, что Геннадий Хамитович — профессиональный мелиоратор и гидротехник, в советское время трудился он в Конаковской ПМК-15.Силами мелиораторов тогда была благоустроена не одна тысяча гектаров. Молодые специалисты использовали технологии, которые на несколько десятилетий опережали время. Дренажная машина укладывала до 3,5 км труб за смену и, по признанию Геннадия Садыкова, за всю жизнь они этих труб проложили как до Луны. Увы, после развала СССР мелиораторы оказались не нужны…
Но когда Геннадий Садыков обзавёлся собственным хозяйством, у него родилась очень интересная идея. Поскольку часть земли для сельскохозяйственных нужд в хозяйстве «Белое озеро» фермер решил создать на территории КФХ сеть прудов для разведения рыбы и водоплавающей птицы.
Казалось бы прекрасная затея, но у чиновников она, почему-то, вызвала непонимание. Не то слово: власть устроила для фермеров настоящий административный террор! На КФХ, словно из рога изобилия, посыпались многочисленные проверки со стороны контролирующих органов Конаковского района и Тверской области. Первая из них состоялась уже в далёком 2012 году. Проверяющие пояснили, что основанием для их визита послужила жалоба от жителей близлежащих населённых пунктов, что будто Садыковы занимаются на арендованной земле незаконной добычей торфа и песка. Впрочем, претензии указанные в письме оказались надуманными и при проверках подтверждения не нашли, если не брать в расчёт несколько небольших недочётов, никак не связанных с незаконной добычей полезных ископаемых. Однако даже за эти мелочи на руководство КФХ были составлены протоколы и наложены штрафы в десятки тысяч рублей.
И так фермера Садыкова «кошмарили» несколько лет. Портал «Тверь24» в своё время подробно рассказывал об этой ситуации. Поэтому повторятся не будем, но вы представляете, сколько нервов и бессонных ночей было у Геннадия Хамитовича из-за бесконечных проверок и судов. Но отступать — не в характере Садыкова и он добился права реализовать свою мечту. Сегодня на территории уже целая сет прудов, связанных друг с другом. Вода в них есть всегда: в паводок излишки уходят, в засуху вода все равно откуда-то берется. Все это похоже… на волшебство! Но ничего сверхъествественного здесь нет, говорит Садыков, только строгая наука.
— Воде не дают уходить специальные гидрозатворы. Поверхность пруда покрыта оболочкой, в качестве которой используется эмульсия глины — это и называется гидрозатвором. Вода под давлением поступает в водоём, но никуда не уходит, — со знанием дела рассказывает Геннадий Хамитович. Кстати, глава КФХ летом нередко ночевал в палатке, рядом с прудами.
Рыбу в пруду можно поймать достаточно быстро, на это уходит считанные минуты, что наглядно продемонстрировал нам Г. Садыков:
Не так давно была внедрена аэрация, благодаря которой вода в прудах очищается, подогревается и насыщается кислородом.
— Теперь пруд стал похож на огромную джакузи, эффект почти такой же, — шутливо объясняет Геннадий Хамитович. — Люблю здесь поплавать.
В прудах разводят 5 видов осетровых рыб. Также есть зеркальный карп, карась, толстолобик, белый омуль. Кстати, последние два вида рыб борются с водной растительностью, естественным образом очищая водоёмы. Один из прудов, прозванный «голубой лагуной» (на фото) предназначен для разведения форели. Вода в нём даже не голубая, а с каким-то даже изумрудным оттенком, что смотрится особенно красиво.
Благодаря прудам, вода из которых используется и для полива, «введены в строй» несколько гектаров бросовой земли, которые даже не были отмечены на агрохимических картах.
***
— Каждому человеку нужен его собственный путь, путь который ведёт к чему-то конкретному или дает возможность реализовать задуманные планы, — сказал нам на прощание Геннадий Хамитович Садыков. — Цель жизненного пути каждого человека осуществляется в реализации мечты. Мне удалось воплотить в жизнь свою мечту и поэтому я счастлив…
Дмитрий Фисенко
Фото: Людмила Воробьёва